Бавлы-информ

Бавлинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Будущее - в надежных руках

Сегодня в городе Бавлы, в сёлах района мечетей много. В них народу служат знающие, отвечающие требованиям времени имамы. Конечно, кого из них ни возьми, чтобы иметь авторитет среди прихожан, должны быть примером для них. То есть именно на имамах лежит большая ответственность перед будущим религии ислам. Один из таких религиозных служителей – имам мечети села Кзыл-Яр Магданур хазрат Асылгараев. Он проповедует в мечети села более 20 лет.

На сегодня в Бавлинском районе официально функционируют 11 мечетей. Две ждут торжественного открытия, а ещё две достраиваются. Пока не появились новые мечети, в умах жителей каждого сельского поселения района была жива память о временах, когда мечети уничтожались. Рассказы пожилых имамов об отношении к религии пробуждали в людях интерес и восхищение, одновременно, под влиянием времени, истории о разрушении мечетей наталкивали их на совершенно другие мысли.

Как только входишь в мечеть Кзыл-Яра, душа наполняется спокойствием и блаженством. Несмотря на почтенный возраст, Магданур хазрат вышел встречать нас к самому порогу. От известия, что приехала поговорить с ним о старой кзылъярской мечети и сегодняшней работе имамов с народом, его лицо засияло улыбкой.

– Слава Аллаху, дочка. Если все мы – руководители, имамы, журналисты газеты и телевидения – будем с народом на одной волне, то, иншалла, будем идти в правильном направлении, – сказал он, воздавая молитву. – Пусть все наши похвалы, прославления будут для Всевышнего Аллаха и пророков.

В стародавние времена в селе Кзыл-Яр существовало три мечети. И в период процветания атеизма из них не осталось ни одной. Магданур хазрат поведал нам всё, что знал, об истории тех мечетей, судьбах их имамов.

– В нашем селе была одна большая мечеть и две маленькие. Большую в советские времена превратили в клуб, а одну из тех, что поменьше, использовали как бригадный дом. Но прежде всего этого были пройдены большие испытания, – рассказывает Магданур хазрат. – Имамом большой мечети был хазрат Афзал-ишан. Его в своё время позвали в село, дав хорошие земли. Говорят, он был очень знающим, религиозным человеком. Что касается слова «ишан», оно считалось одним из очень высоких званий. Афзал-ишан – один из религиозных деятелей в Кзыл-Яре, который организовывал религиозное обучение. А когда пришли смутные времена, его схватили и расстреляли. Об этом сохранились записи в архивах Бугульмы. Мы их видели, изучали.

Проводилось обучение под руководством Афзала-ишана и во второй и третьей мечетях. Как имамы в них служили Исхак хазрат и Фатхельбаян хазрат из села Турай (ныне – в Башкирии). Пришёл час, и их тоже схватили. Об этом селу сообщил мулла по имени Хамза из Бавлов. Но Фатхельбаян хазрат считал тогда так: «Я не держу у себя ни рабов, ни наёмных работников. Нет у меня и богатства. А раз так, хоть и схватили меня, но немного подержат и отпустят».

В те дни в районе было много и сумевших сбежать хазратов. Через годы некоторые из них вернулись в родные края. Вот только Фатхельбаян хазрат не возвратился, его угнали в Сибирь. Как односельчанам рассказывала его дочь, семья получила от отца два письма. В первом он писал о своём плохом самочувствии, и сетовал, что даже некому будет прочитать для него заупокойную молитву. А во втором сообщил, что есть один хазрат. Был рад, что всё-таки будет похоронен по-мусульмански, и его душа спокойна.

По словам Магданура хазрата, закончились прискорбно и дни Афзала хазрата.

Как стало известно позже, его расстрелял один из жителей Кзыл-Яра. Эту историю сельчане хорошо знают. Также в селе жил Малик хазрат. Его судьба остаётся неизвестной.

Неизгладимый след оставил в душах кзылъярцев и момент снесения минарета центральной мечети.

– В тот день народ безмолвно плакал, – продолжает рассказ Магданур хазрат. – Оказывается, шум, с которым падает минарет мечети, нельзя сравнить ни с чем. Дай Аллах, чтобы такое больше никогда не повторилось Срезали минарет трое кзылъярцев. Все они закончили жизнь плохо.

– Кто знает, может, они взялись за такое дело не по своей воле. Может быть, заставили их, – говорит мой собеседник. Ведь время было повальной бедности. Известно, что одному из них за эту работу дали шерсти на валенки, а двоим – немного хлеба. – То была история, а теперь давайте поговорим о нас. Я перенял эстафету в религии от Исмагила хазрата и Наиля хазрата. Поначалу, чтобы читать намазы, старожилы села собирались в доме Рафкии апа. А сегодня, слава Аллаху, в нашем селе снова есть своя мечеть. Из неё по округе раздаётся мелодичный азан, во все стороны, и в душах сельчан живёт вера. Слава Аллаху, в мечети у нас порядок, тепло, светло, – радуется Магданур хазрат. – То, что селу нужна мечеть, народ наш решил сам, в 1993 году в марте, на праздновании Навруза. А 9 мая этого же года, по окончании торжества ко Дню Победы на месте, которое аксакалы выбрали для мечети, был заложен первый камень в её основание. Этот день стал для сельчан очень радостным и волнительным. Стараниями руководителей и жителей был поставлен деревянный сруб размером девять на девять метров. Хорошо получилось сделать и минарет с полумесяцем. Микрофон для чтения азанов, паласы для пола, столы, стулья – всё было обустроено общими усилиями. Мечта сельчан построить мечеть сбылась, в том числе, и благодаря стараниям авторитетных выходцев из села.

В этот же год в селе проводят собрание, где народ избирает новых имамов. Они единогласно голосуют за Габдельахата Зиянгараева и Магданура Асылгараева. Они становятся имамами новой мечети. Как оказалось, в своём выборе народ не ошибся. Избранные имамы более 20 лет служили народу, проводили обучение среди молодёжи, стремились её научить всему тому, что знают сами. – После открытия мечети многие сельчане пришли в духовный дом, слава Аллаху, – говорит Магданур хазрат. – Тогда я и увидел, как народ истосковался по вере. Людей я сравнивал с косяком рыб, который приплывает зимой к лунке для того, чтобы набраться воздуха. Конечно, в повседневной жизни забот и хлопот по хозяйству хватает, и не каждый может ежедневно приходить в мечеть. Но всё же на таравих, особенно на пятничный намаз, собирается около 40 человек. А в праздничные дни бывает столько народу, что не все умещаются в мечети. По этой причине мы начали возведение пристроя к ней. В течение 20 лет имамы села Кзыл-Яр работали дружно, по разным, особенно проблемным и спорным, вопросам, совещались с Бавлинским мухтасибатом и центральным муфтиятом.

– Однажды был такой случай – в село издалека привезли прах одного умершего человека. Он был выходцем из нашего села. Сын усопшего кремировал тело своего отца и привёз для того, чтобы похоронить в родной земле, – рассказывает Магданур хазрат. – Что делать? Как мне читать молитву перед золой? С таким я сталкивался впервые. Позвонил в мухтасибат, а оттуда в муфтият. Получив разрешение, похоронили этот прах по всем канонам. Перед каждым священнослужителем, мусульманином, стоит задача – обучить и оставить после себя полезного для людей имама. Если имам сам назначит и торжественно представит народу своего преемника, то это считается красивым и достойным уважения деянием.

В этом плане кзылъярцев можно назвать счастливыми людьми. Сельские имамы, придя к единому мнению, назначили после себя человека, который научился читать намаз, Коран именно в этой мечети, а позже повысил свои знания в медресе. Так сельским имамом в 2012 году стал Фанис Хальфутдинов. А его предшественники по сей день поддерживают его и делом, и советом. Время диктует свои условия. Сегодня перед имамом стоят много задач – надо вести все дела, решать финансовые вопросы. Всё это требует много сил. По словам молодого хазрата Фаниса, мечеть – источник религиозных знаний для сельчан. Следуя за взрослыми, в неё приходят и дети, они учатся не только читать Коран наизусть, но и понимать значение написанного в священной книге. Это очень радует хазрата. Многие проводят в мечети обряды никаха, приходят на ифтар-маджлисы, посещают праздник жертвоприношения, проводимые в стенах мечети. В последние годы с целью религиозного воспитания детей, на каникулах перед мечетью организуют лагеря отдыха для школьников, проводят обучение. Это всё способствует тому, что дети начинают тянуться к религии, с удовольствием приходят в мечеть. – Слава Аллаху, сегодня наши мечети не брошены, есть люди, которые по своему желанию и возможностям помогают нам, вносят свой вклад в развитие духовного дома, – продолжил свой рассказ Фанис хазрат Хальфутдинов.

– И взрослые, и дети осознанно приходят сюда учиться. В будущем, надеюсь, людей, читающих намаз, станет больше, а мечети никогда не будут пустовать. Надо отметить, что исполнять обязанности имама на сегодняшний день непросто. Приходится подстраиваться под требования современности, учитывать пожелания народа. Также при ведении дел нужны ответственность и решительность. Как известно, кзылъярцы привыкли доводить начатое дело до конца. Сегодня они ведут работы по расширению здания мечети на благотворительные средства, а также пожертвования народа. Многое уже сделано – уложен фундамент, возведены стены и вставлены окна. На будущее поставлена задача провести отопление и завершить внутренние отделочные работы. Как рассказал Фанис хазрат, только за последние дни в кассе мечети собрано около 200 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на запланированные работы.

– Каждый день в мечети проводим уроки для детей, – сказал Фанис хазрат. – Наши дети участвуют в районных и республиканских конкурсах. Это очень радует. В этом году наша ученица четвёртого класса заняла второе место в районном конкурсе по чтению намаза. Это значит, что наши труды не проходят даром. В будущем воспитаем своих имамов, иншалла. Так пусть в сёлах продолжает звучать азан, и имамы служат сельчанам в религии верой и правдой. Дай Аллах им здоровья и долгих лет.

 

 

 

Фото автора

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: #Бавлыинформ