Крик о помощи, попытка обратить на себя внимание или колумбайн-идеи? Психологи о случае в казанской гимназии №7
13 мая ученик казанской гимназии № 7 пришел в класс с ножом и пистолетом и удерживал в кабинете несколько человек. Корреспондент ИА «Татар-информ» вместе с психологами и конфликтологами разбирался, в чем могут заключаться причины такого поведения, возможно ли повторение подобных инцидентов в других школах и на что в первую очередь стоит обратить внимание родителей и учителей.
Старшеклассник зашел в кабинет русского языка в начале урока, сел за стол учителя и вытащил оружие. Он не выдвигал никаких требований, но удерживал в классе 12 человек. Меньше чем через час 17-летний парень был задержан, никто не пострадал. После ЧП было возбуждено уголовное дело о незаконном лишении свободы.
«НУЖНО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НЕ НА ХУЛИГАНОВ, А НА ТЕХ, КТО ВЕДЕТ СКРЫТНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Делать какие-либо конкретные выводы относительно состояния ученика, который стал антигероем казанской гимназии № 7, преждевременно, поскольку идет следствие, предупредил доцент кафедры конфликтологии Казанского (Приволжского) федерального университета и исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз (КМЦЭ) Андрей Иванов.
«Ни в коем случае нельзя демонизировать этого молодого человека. Пока из известных фактов и крупиц, которые известны общественности, сложно сконструировать правдоподобную картину, что на самом деле там произошло. В открытых источниках и Telegram-каналах пишут о неразделенной любви этого молодого человека и стрессовых ситуациях в школе. Все это могло спровоцировать такое поведение», — подчеркнул Иванов.
На основании фактов, которые выяснит следствие, можно будет сделать вывод о том, что это было на самом деле: нервный срыв или вовлеченность в колумбайн-технологии, которые очень популярны в определенной части молодежи, отметил эксперт.
Вовлеченные в колумбайн-идеи — небольшая категория людей, у которых или серьезный внутриличностный конфликт, или непонимание в учебном заведении. Выход из ситуации они видят в достаточно агрессивном поведении относительно окружающих людей, которых они воспринимают как обидчиков. Могут быть и реальные посылы, связанные с буллингом (травля один на один) и моббингом (травля группой лиц одного или нескольких людей), как обратные реакции отмщения, чувства сохранения справедливости относительно себя, рассказал Иванов.
Подобные группы есть в соцсети «ВКонтакте» и в мессенджере Telegram, однако в последнее время они активно закрываются. Чаще всего подписчики этих групп — это молодые люди 8 – 10 классов, а также учащиеся колледжей и техникумов.
«Не каждая из этих групп побежит убивать или проявлять агрессию, но членство в ней — это серьезный маркер. Если подросток вступает в подобное сообщество, он имеет внутриличностные проблемы, является жертвой травли или не находит понимания в школе или дома», — отметил конфликтолог.
По его словам, родителям и учителям в первую очередь надо обратить внимание на серьезные изменения в поведении подростка в школьной или домашней среде. То есть меняются стереотипы его поведения: был веселый и общительный, а стал, наоборот, замкнутым, агрессивным и скрытным.
Задача родителей и учителей — обратить внимание на учеников, которые выпадают из школьной коммуникации и не общаются внутри класса, находясь дистанцированно от других. Их надо вовлекать в социальную жизнь класса, школы, техникума. Подключать к решению проблемы конфликтологов и психологов, уверен эксперт.
«Подросток не обязательно ведет себя по-хулигански — к такому поведению учителя уже привыкли и быстро на него реагируют. Часто бывает, что на молодого человека не обращают внимания, он хорошо учится, погружен в себя. Но возникают стрессы, и он не может адекватно с ними справиться. То есть следует в первую очередь обратить внимание не на молодых людей, которые гиперактивны, а на тех подростков, которые ведут скрытный образ жизни», — подчеркнул Иванов.
К примеру, студент, который устроил массовое убийство в политехническом колледже в Керчи, был изгоем в учебном коллективе. Внутриличностный и межличностные конфликты толкнули его на откровенно агрессивное поведение. Он видел выход только в уничтожении людей, которые его окружали, рассказал собеседник агентства.
Однако казанский школьник не предпринимал никаких активных действий. По мнению Иванова, подобное поведение может быть криком о помощи, серьезным нервным срывом.
«Обратите внимание, как быстро отреагировали школьники: одна из девочек сообщила о происшествии своей маме, которая позвонила на единый номер вызова экстренных служб. Правоохранительные органы оперативно сработали и сразу подъехали. Это говорит о том, что наше гражданское общество уже готово к такой ситуации и не станет пассивно наблюдать со стороны», — заключил конфликтолог.
«КЛАСС НЕ ПРОСТО ТУСОВКА ДЛЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. В НЕМ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СОЗДАНЫ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДИАЛОГА»
Подобное поведение — результат двух факторов: особенностей психики и условия конфликта с классом, который хронически долго не разрешался и накапливался, считает доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования КФУ, кандидат психологических наук Рамиль Гарифуллин.
«Для современных школьников типично иметь повышенную тревожность, в силу того что они страдают разными аддикциями (зависимостями), у них низкая воля на преодоление социальных проблем, они больше предпочитают проводить время в виртуальном пространстве», — заявил Гарифуллин.
По его словам, чаще всего конфликты возникают в том классе, где создается видимость хороших отношений, но на деле в коллективе зреют мощные противоречия. Педагогу необходимо реально взглянуть: дружат ли в классе, нет ли таких ситуаций, где ребенок, затаившись, страдает от травли.
«В травле всегда есть лидеры, которые знают, что их трогать не будут. К примеру, потому что их родители спонсоры школы или имеют контакт с учениками и директором школы. Надо набраться воли и выявить инициатора такой травли. Если этого не сделать, конфликт усилится. Это сложная задача, но нужная», — сообщил психолог.
«Класс — это не просто тусовка для учебного процесса и не более. В нем должны быть созданы условия для диалога между учениками. Педагог должен видеть, помогают ли ученики друг другу, сопереживают ли. Причем не формально и для галочки, а именно чтобы у них была ценность прийти в класс, получить радость от общения и самовыражения в этой группе», — подчеркнул собеседник агентства.
Конечно, такие случаи — это тенденция. Современное общество попало в ситуацию стагнации, при которой извращаются многие ценности, в том числе образования и труда. Подчас в школах и других учебных заведениях учатся только ради оценок и дипломов, а не ради большой цели — развития и получения профессии, отметил Гарифуллин.
По его мнению, школьников подводят и сами взрослые, которые очень противоречивы и не могут быть основанием для примера. В этой ситуации дети не знают, на что опираться и рассчитывать.
«Отсюда возникает безысходность — кому верить? Ученики рассуждают так: «Если взрослые дяди и тети сами в тупике, что они требуют с нас?» Так растет гигантская армия бездельников, которые только тусуются», — рассказал психолог.
«Каждый родитель должен себя спросить: „А обратится ли мой ребенок ко мне за помощью, если он станет жертвой травли? Насколько он мне доверяет, чтоб рассказать о своей беде?“ Таких родителей будет мало. Родитель должен дружить со своим ребенком и знать, что он чувствует. Ценны те отношения, где ребенок с удовольствием делится своими переживаниями. Вот над чем надо работать», — отметил Гарифуллин.
«ТАКОЙ СПОСОБ ВЫБРАН, ПОТОМУ ЧТО ПОДОБНЫЕ ПОСТУПКИ ДАЮТ ОБЩЕСТВЕННЫЙ РЕЗОНАНС»
По мнению психолога Любови Романовой, в данной ситуации у вооруженного подростка наблюдается проявление демонстративного поведения, то есть попытка привлечь к себе внимание. Однако причины такого поведения могут быть абсолютно разными.
«У подростка родители не живут вместе, какая обстановка дома, мы не знаем, плюс неразделенная любовь, попытка самоутвердиться, доказать что-то кому-то», — поделилась Романова.
«Возможно, такой способ выбран, потому что подобные поступки дают общественный резонанс. А на этом в современном мире во многом построена система восприятия себя как значимого человека. Положительный же резонанс или отрицательный — это второй вопрос. Агрессивное поведение культивируется, различные установки быстро ложатся на неокрепшую психику подростка», — сообщила психолог.
Чтобы избежать подобных ситуаций, родителям стоит активно интересоваться жизнью своих детей, проявлять участие и разговаривать с ними, а не только нравоучать. В свою очередь школьникам нужно быть внимательными друг к другу. При подобных ситуациях нужно сохранять спокойствие и самообладание, не провоцировать «преступника» порекомендовала специалист.
«Когда подобные случаи перестанут происходить? Скажем немного философски: когда система ценностей подрастающего поколения претерпит изменения. А это зависит, прежде всего, от нас с вами, от тех людей, которые ее им транслируют», — резюмировала Романова.
Источник: Татар-информ/ Катерина Фадеева
Фото: архив ТИ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Унижали из-за поддельных американских джинсов». Бастрыкин – о мотиве студента, устроившего стрельбу в колледже в Керчи
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев