Бавлы-информ

Бавлинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Тема дня

Бавлинский педагог Розалия Гузаирова: "Учитель должен помочь раскрыть способности ребёнка!"

Сегодня, 5-го октября, в России отмечается День учителя. День тех, кто оставляет в душе яркий след, в чём-то даже определяя нашу судьбу. И всё же, какой он – настоящий учитель? Свой ответ на этот вопрос корреспондент «Слава труду» искала, общаясь с учителем русского языка и литературы Розалией Гузаировой.

Увлечённость

Два года назад Розалия Зайтуновна вышла на заслуженный отдых. Но в родной школе №1 бывает регулярно: заведует музеем прославленного бавлинца – писателя, журналиста Рафаэля Мустафина, проводит экскурсии для ребят.

Наша беседа с Розалией Гузаировой состоялась именно в этой небольшой комнате со светло-розовыми стенами. Музей создавался при её непосредственном участии. Здесь ей дорого всё – каждый экспонат, стенды, наполнением которых она занималась с огромным уважением и восхищением к писателю. Розалия Зайтуновна признаётся, что музей для неё – источник вдохновения.

– Я прихожу сюда и что-то перечитываю, вспоминаю, просматриваю какие-то документы и получаю эмоциональный заряд. Возникает желание идти вперёд, – говорит педагог. – Этот мир дает мне удовлетворение, радость от соприкосновения с вещами, которые когда-то держал в руках такой человек, как Рафаэль Ахметович.

Судьба словно сама незаметно вела Розалию Зайтуновну к этой маленькой комнате с огромным содержанием.

Познакомилась она с Рафаэлем Мустафиным заочно – через его книгу «По следам оборванной песни» будучи абитуриенткой Новгородского педагогического института. Произведение стало для неё откровением, тронуло до глубины души. И уже тогда хотелось рассказать другим о Мусе Джалиле, Рафаэле Мустафине. Она до сих пор помнит своё эмоциональное выступление перед сокурсниками.

Потом, работая в школе №1, она неоднократно встречалась с самим писателем, уже много лет дружески общается с сестрой Рафаэля Мустафина Светланой Губайдуллиной. В том, что именно Розалия Зайтуновна принимала активное участие в создании музея и столь трепетно к нему относится, нет ничего удивительного. Говорят, подобное притягивается к подобному. С писателем, его сестрой Розалию Гузаирову роднят надёжность слов и благородство поступков.

Скромность, которая украшает

Вероятно, прочитав строки выше, Розалия Зайтуновна сильно смутится. Потому что она человек очень скромный. Во время нашей беседы неоднократно старалась перевести разговор на любимую школу, которая в  этом году отметит своё 90-летие, повторяя, что она лишь часть славного коллектива.

– Через нашу школу прошло много замечательных людей. Она взрастила кадры для других школ города, здесь есть свои добрые традиции. Около 15 человек, окончив её, потом вернулись сюда учителями. Я – «продукт» этой школы и очень благодарна своим учителям, коллегам, – говорит Розалия Зайтуновна.

Свою немалую роль в её педагогической судьбе сыграла первая учительница – Разина Тахаувна Хальфина, дружба с которой продолжалась многие годы. По её рекомендации молодого педагога Розалию Гузаирову, окончившую Новгородский пединститут, приняли учителем в школу №1 в апреле 1985 года. Работала увлечённо, на совесть, стараясь, чтобы жизнь детей в школе была интересной, насыщенной. В личном архиве педагога хранится вырезка из республиканской газеты «Советская Татария» за 1986 год. Статья посвящена учителям. Там есть такие строки:

«Сбылась мечта Розалии. Вернулась она в родную бавлинскую школу №1 учительницей русского языка и литературы. Спрос с неё здесь особый. Сразу полюбили классную руководительницу ребята 4 «Б». Организовала она клуб интересных встреч, где часто бывают ветераны войны и труда, знатные животноводы и механизаторы, думает создать литературный кружок, поставить вместе с ребятами спектакль. И всегда мысленно советуется молодая учительница со своей первой наставницей…»

На своём примере

Архив Розалии Зайтуновны большой. Там бесчисленное количество альбомов, интересных статей, фотографий с мероприятий, которые она проводила для своих ребят. Особое место в ней занимают снимки пеших походов.

– По два раза в год, весной и осенью, мы с ребятами ходили в походы. Бавлинские горы обошли многократно. Шли пешком от школы до деревень Воткино и Галкино. Бывало, и под дождь попадали. По руслу реки Бавлинка дошли до Кзыл-Яра. До сих пор помню, как шли целый день, было так красиво. Для чего это было нужно? Только в такой неформальной обстановке я могла узнать детей, ведь за партой они другие, – признаётся Розалия Зайтуновна.

Двигало ею и желание поделиться с детьми неброской, но поэтичной красотой родного края, научить ценить свою землю не через высокопарные слова, а на своём примере.

Доверие

В архиве Розалии Гузаировой уже немало лет хранится письмо одной старшеклассницы. Четыре страницы грамотно, красивым ровным почерком написанного текста. И в каждом слове душевная боль. Письмо начинается такими словами: «Вы не мой учитель, но я знаю, вы тот человек, который меня поймёт…». Девушка пишет о своей личной драме – недопонимании между родителями, о своей опустошённости. Подросток описал такие проблемы,  которые, увы, не решит ни один учитель. Но девушка смогла высказаться, и это уже немало. Такое доверие к учителю говорит о многом.

Доверие и уважительное отношение к ребёнку – это то, на чём строилась педагогическая работа Розалии Зайтуновны. Говорящая деталь. Между учителем и детьми был уговор: если они считают, что педагог не прав, говорить об этом не боясь.

– Я ведь такой же человек. Говорила им, исправьте меня, если ошибаюсь. И они исправляли, – рассказывает Розалия Зайтуновна. – К учителю приходит ребёнок – человек со своим внутренним миром, своей душой. Не надо чувствовать себя богом, говоря, мол, я его воспитаю, сделаю из него нового человека. Учитель должен помочь раскрыть способности ребёнка, которые в него заложены природой. За одиннадцать лет обучения небольшими шажками направить его в нужное русло.

Есть, чем поделиться

Настоящий учитель – человек, которому есть чем поделиться. Речь, конечно, не только о знаниях по предмету, а о жизненном опыте, широте взглядов. По словам Розалии Зайтуновны, ей очень повезло, часто встречались интересные, глубокие люди, у которых всегда было чему поучиться.

– В нашем институте в Великом Новгороде преподавали представители ленинградской интеллигенции. Я, попав из маленького посёлка туда, ощущала себя в другом мире, – вспоминает Розалия Зайтуновна. – Атмосфера была невероятная. Новгород мне многое дал. Там кипела культурная жизнь, приезжали лучшие театры, проходили интересные встречи. Повезло и в том, что была возможность поездить по стране – побывала в Прибалтике, Украине, в северной столице.

Работая в школе, Розалия Гузаирова всегда старалась развиваться в профессии.

– Я каждый год ездила учиться на курсы повышения квалификации. Мне было интересно, каждый раз для себя что-то новое открывала, – признаётся она.

Любознательность и неравнодушие к окружающему её миру в своё время сподвигло учителя возобновить работу над ещё одним школьным музеем, в котором отражается история края, самой школы. Много лет педагог собирала

информацию о школе, учителях, экспонаты. Там хранятся альбомы с фотографиями её любимых учеников. За тридцатилетнюю педагогическую работу она выпустила четыре класса. Многие из учеников уже давно взрослые люди, кого-то нет в живых. Но для каждого в сердце педагога есть своё место. В каждом она старалась увидеть лучшее.

Этот материал получился без традиционных перечислений достижений педагога, его учеников. Он немного о другом. О настоящем предназначении Учителя, который любит детей, уважает другую личность вне зависимости от её возраста, старается вложить в неё всё самое лучшее, что есть в окружающем мире.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"


Оставляйте реакции

2

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев