Бавлы-информ

Бавлинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Полезно знать

Екатерины II знала толк в воспитании детей

Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть её воспитательной инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.

Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову – официальному воспитателю Великих Князей – Александра и Константина.

Её собственный сын, будущий император Павел I воспитывался по старинке – его кутали в меха и перекармливали, а потакающие всем его прихотям мамушки и старухи, по словам императрицы, «причинили ему несравненно больше физического и нравственного зла, нежели добра…»
Сама Екатерина не могла вмешиваться в воспитание маленького сына, ей оставалось только наблюдать и терпеть. Когда же, после дворцового переворота 1762 года, она стала полновластной императрицей, характер Павла был уже безнадёжно испорчен.
«У сына моего плохое здоровье и негодная душа, то последствия дурного воспитания. С внуками моими будет иначе!» – изрекла Екатерина.
В талантливом педагогическом трактате «Наставление о воспитании…» изложены принципы воспитания здоровой личности – строгость, умеренность, разумные ограничения в сочетании с естественностью и свободой.
Судя по этому документу, обстановка, которая окружала Александра и его брата, более походила на быт просвещенных европейских семей, чем на быт домостроевской России. Кое с какими рекомендациями императрицы современные психологи бы поспорили, но большая часть инструкции выглядит и сегодня современно и более чем разумно.
Интересно, что императрица не ограничилась составлением инструкции – она также отобрала 126 русских пословиц и написала две назидательные сказки.

 

Выдержки из «Наставлений» Екатерины II:

✽✽✽
Не запрещать им играть, сколько хотят.

✽✽✽
Едой не пичкать, за столом кормить ровно столько, сколько требует организм, а в качестве «перекуса» между приёмами пищи – давать только чёрный хлеб.

✽✽✽

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

✽✽✽
Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

✽✽✽
Детей не должно унимать или выговоры им чинить ради их детской забавы и игры, или детских малых неисправностей, и за все то, что само время и рассудок исправят.

✽✽✽
Детские игры не суть игры, но прилежнейшее упражнение детей.

✽✽✽
Приставникам с терпением слушать надлежит детские речи и разговоры детей, разговаривая с воспитанниками дружелюбно и рассуждая с ними, о чем дело идет, дабы дети повадились к рассуждению.

✽✽✽
Ложь и обман запрещать надлежит как детям самим, так и окружающим их, даже в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи.

✽✽✽
Отдалить от глаз и ушей их высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов, и не сердился.

✽✽✽
О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

✽✽✽
Выговоры чинить детям наедине и всегда с степенным видом и голосом; а хвалить, когда тоге достойны, при свидетелях.

✽✽✽
Буде единожды приставники детям отказали в чем, то чтоб криком и плачем не могли выпросить.

✽✽✽
К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо с охотою, тогда похвалить.

✽✽✽
Надлежит поощрять в детях любопытство, и для того вопросы детей выслушивать должно терпеливо, на вопросы их ответствовать с точностию.

✽✽✽
Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить свое знание.

✽✽✽
Буде чего будут просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

✽✽✽
Языкам не иначе учить, как разговаривая с ними на тех языках.

✽✽✽
Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет.

✽✽✽
Страхом научить нельзя; ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать.

✽✽✽
Буде желательно детей отвадить от игры, то на то верный способ есть – принуждать их несколько часов сряду ежедневно играть тою игрушкою.


Из: «Екатерина II, «Наставление о воспитании великих князей Александра и Константина», 13 марта 1784 года. Собрание русского императорского исторического общества, т. 10, стр. 310-330.
Источник: EmoSurf


 

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев

Теги: #Славатруду #Бавлыинформ