Бавлинцам на заметку: Единые правила защиты прав потребителей
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Татарстану в Бавлинском районе Айгуль Сабитова напоминает о Единых правилах в области защиты прав потребителей.
6 декабря 2024 года принят Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства № 6 «О Единых правилах в области защиты прав потребителей» (далее – Единые правила, Правила).
«Единые правила — это документ прямого действия и высшей юридической силы, поэтому законы о защите прав потребителей Российской Федерации и Республики Беларусь действуют только в части норм, не противоречащих Единым правилам», – отметила ведущий специалист-эксперт территориального отдела управления Роспотребнадзора по Татарстану в Бавлинском районе Айгуль Сабитова.
Единые правила предназначены для регулирования отношений между потребителями и различными участниками потребительского рынка в Союзном государстве, а также для обеспечения высокого уровня правовой защиты для российских и белорусских потребителей.
Единые правила являются гражданско-правовым актом и изложенные в них нормы должны применяться при установлении, исполнении, изменении и прекращении соответствующих правоотношений с участием потребителей. В Правилах расширен перечень субъектов-контрагентов потребителей. Помимо организаций и индивидуальных предпринимателей, к ним отнесены физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но тем не менее выполняющие функции изготовителя, исполнителя или продавца. В законодательстве Российской Федерации см. статью 23 Гражданского кодекса РФ «Предпринимательская деятельность гражданина» и Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
«В перечень лиц, ответственных перед потребителями за нарушение их прав, дополнительно включены также поставщики — оптовые продавцы, – пояснила Айгуль Сабитова. – Это может помочь потребителю в ситуациях, когда, например, того, кто продал ему некачественный товар, уже нет на рынке, а изготовитель и импортер недоступны или не реагируют на претензию. Если потребителю удастся найти поставщика, продавшего этот товар отсутствующему розничному продавцу, у него будет шанс получить от него возмещение».
Согласно Правилам, продавец обязан провести за свой счет экспертизу товара не только при возникновении спора с потребителем из-за выявленного недостатка в товаре, но и когда предметом спора между ними стала достоверность информации о товаре и его изготовителе. Также сокращены предельные сроки удовлетворения законных требований потребителя ответственными перед ним лицами, причём в отношении срока на безвозмездное устранение недостатков (то есть на гарантийный ремонт) сокращение значительное: с 45 до 14 дней.
По словам специалиста Роспотребнадзора, конкретизируется срок, в течение которого потребитель вправе отказаться от заключенного договора в случае непредоставления ему необходимой и достоверной информации о продукции при заключении договора – 7-дневный срок.
На продавца и исполнителя возлагается обязанность соблюдать права потребителей в том числе при реализации продукции без взимания платы (например, в маркетинговых и рекламных целях).
«Расширена сфера ответственности маркетплейсов, – добавила Айгуль Сабитова. – Согласно Правилам, они приобрели обязанность обеспечения соблюдения требований Правил продавцами товаров и исполнителями услуг, предложения которых они размещают на своей электронной площадке, обеспечить условия для предоставления ими полной и достоверной информации о реализуемой продукции».
Введено обобщающее понятие для всех объектов потребительских правоотношений – «продукция». Продукция в соответствии с правилами – это товар, результат работы, услуга, цифровой продукт.
В Правила включено новое для потребительского законодательства понятия «цифровой продукт», под которым понимается «объект гражданских прав, зафиксированный с помощью цифровых технологий (преобразованный в цифровой формат) посредством создания записи о нём в информационной системе (системах), в которой происходит взаимодействие с потребителем по поводу этого объекта, в том числе программы и элементы программ для ЭВМ (включая порождаемые программой аудиовизуальные отображения), фонограммы, аудиовизуальные произведения, мультимедийные продукты интеллектуальной деятельности, преобразованные в цифровой формат и предназначенные для реализации потребителям (использования за плату)». Защите прав потребителей при реализации цифровых продуктов посвящена специальная глава Единых правил.
«Единые правила призваны улучшить условия предоставления услуг и товаров, включая интернет-площадки и маркетплейсы, а также обеспечить более эффективную защиту прав потребителей от недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, в том числе физического лица, не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, выполняющего работы или оказывающего услуги потребителям», – отметила специалист ведомоства.
Фото: https://ru.freepik.com
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев