В Башкирии есть деревня, где совсем не пьют, или Великая сила белых бабушек
Не секрет, чем сегодня живет российская глубинка. Найти деревню, где ведут трезвый образ жизни, сложно, где делами заправляют женщины - тоже нелегко. А найти место, где и не пьют, и царит матриархат - практически невозможно.
Но в башкирском Зауралье, в Абзелиловском районе, среди гор и лесов приютился необычный поселок. Совсем крохотный. На 42 дома всего 97 человек. Цветастые заборы с родовыми знаками, аккуратные дворы, мирно пасущиеся буренки и лошади, магазин, школа - кого сегодня этим удивишь? Однако Саиткулово известно во всем Башкортостане. Деревушку изучать приезжают даже федеральные журналисты. Дело в том, что здесь не пьют алкоголь. Никто. Совсем. Жители сами так решили. А заведуют всем агинэйзэр - с башкирского «белые бабушки».
Добраться до этой маленькой деревушки не так просто - из столицы Башкирии ехать примерно четыре часа. Мобильная связь здесь почти не ловит, поэтому мы ехали, уставившись в окно, а не в телефон. А за окном леса, горы и повороты, повороты, повороты на кажущемся бесконечным «тёщином языке» (участок горного серпантина на трассе Уфа - Белорецк - ред. «Слава труду»).
Мужчины в этом месте - редкость. В основном все уезжают на заработки либо просто бегут в ближайшие города.
Саиткулово уже около 300 лет. В нем живут преимущественно башкиры из рода тамьянцев. Трезвой традиции придерживались еще с древнейших времен. Боялись деградации народа. Пьянство начало процветать лишь в 60-х годах прошлого века.
- Ну, там нас заставили, отчеты, колхозы, - вздыхает глава поселения Фуат Махмутов. - После «темного времени» пришлось все восстанавливать с самого начала.
Искореняли пьянство общественным порицанием. Даже сейчас здесь осталось два кладбища - одно для самоубийц и тех, кто пил и курил, второе для благопристойных селян. Сегодня в деревне давно уже нет суицида. Последний случился 30 лет назад - покончил с собой живший тогда единственный местный алкоголик.
В деревне как таковой работы нет. Официальной. Люди зарабатывают плотничеством, коневодством, выращивают овощи, в общем, работают руками. Делают и продают все, что продается. Школа пока есть, но если детей станет меньше, то ее закроют. Сейчас дети учатся до четвертого класса, затем уже переводятся в районную школу.
Все праздники и веселье, которое есть, традиционно обходятся без алкоголя. Даже свадьбы и юбилеи.
- Пока мы справляемся через общественное давление, честно говоря, - говорит глава поселения. - Искореняем спекулянтов. Пара молодчиков собирается, а потом этого человека, который водку продает, ловят и говорят, что так нельзя.
Однако главными борцами с алкоголизмом стали старейшины - агинэйзэр. Слово старейшины - закон, его нарушать нельзя. Именно эти женщины устанавливают порядки, следят за нравственностью односельчан.
Самый главный борец - Василя Садыкова. Василя всегда относилась к алкоголю с презрением. Даже в самые запойные годы старалась оградить молодежь от пьянства. Сама алкоголю предпочитает кумыс, чай и бузу. Вместе с ней в деревне остались еще несколько агинэйзэр.
- Для башкир слово «белый» означает что-то абсолютное. Агинэй раньше считалась почти святым человеком - религию хорошо знала, умела лечить, ее слово - закон. Это Василя инэй объявила село трезвым. Ее как только не критиковали, но выстояла - она почти святая, - объясняет наш проводник.
Дом Васили инэй стоит прямо посреди деревни. Большой и чистый двор, собаки нет, зато есть красивый, огромный кот. В избушке женщины чисто и уютно, везде резная мебель, сундуки, расшитые подушки и вязаные салфетки.
Она переехала в эту деревню после того, как вышла замуж за сына первого учителя и основоположника народного образования в деревне Мухамета Садыкова. У них родилось пятеро детей. Сейчас Василя инэй живет одна, все дети разъехались. Но женщина не горюет - дел полно, тосковать нет времени. Встает с рассветом, читает намаз, следит за порядком в доме и деревне, пишет стихи и рассказы.
- У меня и отец такой был, мы всегда понимали пагубность алкоголя. Я всей душой чувствовала, что мы идем неправильным путем, поэтому и подняла вопрос о сухом законе. Просто не смогла спокойно смотреть, как спиваются односельчане. Сначала было нелегко, а потом поднимали деревню все вместе, - рассказывает наша собеседница.
К слову, магазин в деревне все еще работает, но, как уверяют местные жители, никакого алкоголя там не продается. Василя инэй печально отметила, что сейчас магазин взяла в аренду предприниматель из соседнего района и прямо напротив окна старейшины все же пытается втихаря продавать алкоголь.
Вообще считается, что трезвых деревень в Абзелиловском районе несколько - Саиткулово, Ишкильдино, Кирдасово. Отличает их всех не только отказ от алкоголя, но еще и то, что всем в деревнях правит женсовет. В него входят фельдшеры, главы сельских клубов, доярки, повара и просто неравнодушные. Вместе решают, как поднять молодежь, как наставить односельчан на путь истинный.
Источник: Proufu.ru
Текст: Лидия Богатырева
Фото: Артур Салимов
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев