Светлый мудрец из села Исергапово Бавлинского района
Свернув с асфальта на окраине Исергапово, наше авто долго и затейливо кружит по едва намеченной просёлочной дороге, которая, наконец, и вовсе безнадёжно теряется в океане густого июльского разнотравья. Дальше непривычное к бездорожью городское транспортное средство, рискуя каждый миг утратить равновесие, возносит нас на головокружительную кручу и останавливается на самой макушке...
Холмистая гряда окружает эту счастливую картину по горизонту. У её подножия ниткой убегает далеко в Оренбуржье федеральная автотрасса. Волнистая равнина, словно лоскутное одеяло, сплошь состоит из разноцветных полей. И здесь воочию убеждаешься в словах главы администрации Бавлинского муниципального района Рамиля Хакимулловича Гатиятуллина - о том, что нет сегодня в районе ни одного не возделанного клочка земли. Это действительно так. Через прекрасные земли, заботливо ухоженные трудолюбивыми руками здешних жителей, живописно несёт свои воды речка Тумбарлинка. Берега её утопают в кудрявой тенистой зелени. И в разных местах возле речки группируются окружённые садами сельские домики, которые с высоты кажутся игрушечными. Это и есть село Исергапово. Кружит голову запах дикого чабреца, а с низины едва достигают слуха то заполошный крик петуха, то лай деревенской собаки. Этой волшебной картиной щедро поделился с нами удивительный провожатый.
Камиль Лотфуллович Шамсуаров - пенсионер, уроженец этого села, в котором всю жизнь трудился и которому безоглядно подарил своё сердце. Здесь, на вершине холма, - центр его мира. И всё, что открывается взору с вершины холма и до горизонта, он знает лучше, чем кто бы то ни было. А здешняя Тумбарлинка для него не просто деревенская речка, а Река Времён, несущая из прошлого в будущее воды вечной жизни. Он видит не только очевидное, но и. давно минувшее. Например, место, где стояла некогда водяная мельница. Его глаза лучатся добротой, а речь - словоохотливо изливается сокровенной мудростью.
- Наш пророк Мухаммад, - поясняет он, - учит, что не от нас зависит, в какой земле нам явиться на свет, какому принадлежать народу и какую исповедовать религию. Поэтому наша обязанность - уважительно относиться не только к своей земле, своему народу и религии, но и ко всем людям на Земле.
Именно так и смотрит на жизнь сам Камиль Лотфуллович. Хотя он и был в числе инициаторов и активнейших участников возведения в Исергапово прекрасной мечети и является авторитетнейшим членом общины, но он категорически уклоняется от признания его заслуг в силу природной скромности. Он пишет краеведческие книги. И, похоже, о каждом из ныне здравствующих обитателей села, его выходцев или некогда здесь живших он знает все подробности биографии и хитросплетения родственных связей. Подобные примеры удивительной памяти, конечно, встречаются, хотя и нечасто. Но у Шамсуарова она объясняется фантастической привязанностью к месту своего рождения, интересом к жизни предков и земляков. Историки относят момент возникновения села к 18-у веку, давая ему от силы 220 лет. Камиль же Лотфуллович сомневается в этих цифрах, поскольку ему самому известно о семи «бабаях» своего рода, живших в селе. Накануне мы побывали с ним у места, откуда начиналось Исергапово. Первыми жителями были выходцы из разных мест, территорий нынешних Башкортостана, а также татарстанских районов - Арского, Нурлатского, Балтасинского.
С детской поры был наш герой вездесущим да приметливым. Как на магнитофонную плёнку записывалось в его ребячьей памяти чтение сур и пение пожилых односельчанок. Всё это волновало и занимало его воображение. Он после седьмого класса начал работать в колхозе. Был телятником, грузчиком, водителем. Потом окончил Бугульминское кооперативное училище и стал трудиться вместе с супругой Сырдарьёй апой в продовольственном магазине. Потом был приглашён в родной колхоз, где успешно работал бухгалтером по механизации, завхозом.
Сколько себя помнит, жил Камиль Лотфуллович в ладу с миром, людьми и своей совестью. Старался полезным быть и для общества, и для села родного. Заботился о семье, детей воспитывал трудолюбивыми, ответственными, порядочными. Как относился к религии? Да как и все, пожалуй, в те далёкие уже советские времена, когда весь жизненный уклад казался незыблемым и стабильным. В атеистическом государстве демонстративно акцентировать свою приверженность к традиционному вероучению было бы неразумно. А собственной совести вроде бы каждый сам хозяин. Такой расклад всех устраивал. Но что творилось в самой душе? Половинчатость и неопределённость уже казались нормой. Не превращай религию в посмешище, но и не принимай слишком всерьёз. Как говорится, соблюдай баланс - и люди к тебе потянутся. А что же ещё-то! В конце концов, всё на свете попускается Всевышним, значит, так надо. Но, видимо, истина дремлет до поры до времени и открывается человеку в испытаниях. Стал замечать Камиль Лотфуллович вокруг себя, в родном селе сигналы неблагополучия. Похоже, вселенский ветер исторических перемен не обойдёт стороной даже укромное поселение, затерянное среди зелёных холмов. Начались на просторах страны противоречивые процессы - ломки старого и созидания нового. Сочтены были дни прежней страны. Рухнув, она повлекла за собой крушение системы власти, устоев административно-командной экономики, всего социального устройства жизни общества. Но вместе с тем нарождалось на этих обломках и позитивное.
Пришли экономические и гражданские свободы, Татарстан обрёл реальный суверенитет, получил мощный импульс к развитию, заявил о себе как о лидере экономического и социально-культурного развития среди субъектов Российской Федерации. Межнациональное и межконфессиональное согласие всех граждан стали главным богатством республики. Свобода совести обрела реальный смысл для каждого жителя нового Татарстана. Все здоровые силы пришли в движение. Энергичные предприимчивые люди нашли широкое поле для реализации своих инициатив, планов, замыслов. Похорошели, освежились города и сёла республики. Не стало исключением и замечательное село Исергапово. Но вместе с тем оказалось на селе и немало людей растерявшихся, не нашедших себя в новой реальности, не сумевших найти в себе смелость и энергию, чтобы воспользоваться возможностями экономической свободы, найти новые для себя светлые ориентиры в жизни. Кто-то впал в уныние, стал заглядывать в рюмку, деградировать в личностном плане. Кто-то по этим причинам покинул наш мир, явно не пройдя полностью отпущенный ему земной путь. Это встревожило Камиля Лотфулловича, и он обратился к ценностям традиционной религии своих предков - Ислама. В священной книге Коран стал искать он ответы на вопросы своего времени, а фактически - на вечные вопросы. Начал разыскивать он старинные издания сакральных книг, долгими вечерами углубляться в сокровенный смысл текстов изящной арабской каллиграфии. Красота, свет, мудрость постепенно открывались ему в самых простых повседневных вещах, в окружающих людях. И несомненно, были ниспосланы ему свыше и его поэтический дар, заставляющий покрывать бумагу вдохновенным стихотворными строками пронзительной искренности и добросердечия, и трепетное отношение к истории родного села, и главное, - благодать спасительного воздействия на односельчан, что называется, забывших дорогу к мечети и Всевышнему. Опыт такой духовной, благочестивой жизни послужил притягательным примером, конечно, не сразу для всех. Но поначалу сплотился вокруг Камиля Лотфулловича небольшой, но искренне заинтересованный круг ближайших единомышленников-единоверцев. Всё чаще стали они собираться в придорожной мечети, укрепляться в служении высшей истине, обращать взор членов общины к корневым основам традиционной духовности. И эти люди фактически стали духовной поддержкой для всех своих односельчан, особенно - пошатнувшихся. Без них сегодня не обходятся ни горестные, ни радостные события в жизни сельчан - всюду они оказываются к месту, неся священное слово Корана. И Камиль Лотфуллович не устаёт возносить хвалу Всевышнему Аллаху, постигать Его пути и нести людям Его свет. Ведь благодать небес за свою благочестивую жизнь он ощущает повседневно. И наполняет его сила, которая даётся ему за добрые дела. Отсюда и успех во всех его начинаниях, и благоденствие в большой и дружной семье, и уже заметные подвижки в утверждении здоровых, оптимистических начал в жизни села Исергапово, где всё увереннее побеждает гармония человеческих отношений, мужество преодолевать трудности и вера в высшие непреходящие ценности.
Супружеская чета Шамсуаровых вырастила восьмерых детей и уже радуется шестнадцати внукам. Трудолюбие и порядочность - фамильные черты этой семьи. В своём рабочем уголке, где Камиль Лотфуллович бережно хранит старинные духовные книги и краеведческие материалы, а также за хлебосольным и гостеприимным столом в его доме он не устаёт рассказывать о замечательных людях села, о здешних традициях дружелюбия, открытости, взаимопомощи, умения жить и радоваться жизни.
Источник: Известия Татарстана
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев