"Пошел к сестре на первый звонок с бабушкой и мамой – остался один". Выжившие в бесланской трагедии дети – о том, кем хотят стать
Трагедии в бесланской школе – 15 лет. 1 сентября 2004 года террористы захватили в заложники более тысячи школьников, их родителей и учителей. На третьи сутки силовики провели штурм школы. В результате теракта погибли 334 человека, среди них – 186 детей.
На съемки в бесланскую школу корреспонденты Настоящего Времени приехали в мае, накануне последнего звонка. Наверное, это единственный город России, в котором после праздника принято ездить на кладбище – там похоронены 24 учителя школы №1 и 186 ее учеников.
Наталья Дзуцева каждый день у окна провожает в школу свою внучку Тамиллу.
"Смотрю – провожаю. Пока она по лестнице не поднимется, стою здесь, машу рукой. Она мне машет, я – ей. Пока не зайдет во двор, я здесь стою – жду ее. И на эту школу смотреть мне не хочется".
Тамилла – сирота. Ее мать Алена работала в первой школе Беслана учительницей. Она погибла во время терракта.
Когда девочка перешла в 10 класс, на первый звонок нового учебного года бабушка ее не пустила. "На линейку я хотела на первое сентября, она меня не пустила, – подтверждает Тамилла Татрова – Это же тоже первого сентября началось".
"Мне год был, я не помню. Я вообще ничего не помню, маленькая была. Обидно, у всех матери есть, а у меня нет, мне некому рассказывать", – со слезами на глазах говорит Тамилла.
Мать не взяла ее с собой на торжественную линейку 1 сентября 2004 года, но в захваченной школе были другие маленькие дети – они попали туда случайно.
В заложниках оказался Алан Дзандаров. Он рассказывает: "Моя тетя родная заканчивала тогда школу, и моя мать пошла к ней [на линейку]. И так как матери не с кем было меня оставить, она взяла меня с собой".
Астимиру Кундухову в 2004 году было всего два года. "Я вообще ничего не помню, если честно. Ничего вообще. Я пошел к сестре на первый звонок – и с бабушкой, и с мамой, и… остался один".
Амине Запаровой было 2,5 года: "Мы живем рядом и пошли посмотреть на линейку с бабушкой. И вот так получилось, что случился теракт, и мы остались там [в школе]. А на второй день мы вышли с бабушкой. Нас вывел Аушев".
Руслан Аушев, первый президент Ингушетии, зашел в здание школы на переговоры с боевиками на второй день захвата. Ему удалось вывести 26 человек – матерей с грудными детьми.
В мае 2020 года школу закончит самая младшая девочка, захваченная боевиками, – Мадина Кудзаева. Сегодня она рассказывает:
"Моя старшая сестра должна была дать первый звонок. Я, мама, папа, бабушка и сестра... После первых взрывов мужчин стали отводить отдельно наверх, на расстрел. И папа смог выбраться: он выпрыгнул из окна, когда он скидывал трупы. А нас с мамой вывели на второй день, когда приехал Аушев, детей выводили. Сестра осталась с бабушкой. Она там была до последнего, и уже при штурме бабушка прикрыла ее собой – и сестра спаслась. Бабушка погибла".
Бэлла Авсанова в год теракта пошла в 11 класс. Одиннадцатиклассники на линейке во время захвата стояли с краю и почти все успели убежать. Внутрь попали только четверо, Бэлла была в их числе. Выжили трое. Сейчас Бэлла работает в той же школе учительницей русского и литературы, хотя мечтала стать врачом.
"Я после ранения вообще не двигалась абсолютно. Осколочное ранение в голову, в теменную долю, – у меня там вот такая пластина титановая в голове. Я уже в тот момент перестала чувствовать голову. Мне казалось, что это какой то шок: я сейчас полежу в больнице и все будет хорошо. Но нет – пришлось смириться. С медицинским было покончено", – рассказывает Бэлла Авсанова.
В этом году бесланскую школу закончили шестеро бывших заложников, которым в 2004-м было по 2 года. Несмотря на то, что про теракт они почти ничего не помнят, событие повлияло на выбор профессии многих детей, которые заканчивали школу в последние годы.
"Мы стали, знаете, более ценить что ли жизнь, – говорит Мадина Кудзаева. – Я бы хотела поступить на юридический: помогать людям, защищать их права".
Амина Запарова хочет стать врачом: "Я уже определилась давно и иду к этой цели".
Астимир Кундухов собирается идти в армию и потом в милицию.
Алан Дзандаров планирует поступить в пограничный институт ФСБ, "чтобы не повторялось даже ничего похожего на то, что произошло в 2004 году, и чтобы всегда был порядок".
"Люди, которые их спасали, которые им помогали, – это были люди, которые сделали им хорошо. То есть, это хорошие люди. И когда ребенок что-то выбирает, он выбирает быть хорошим, – говорит психолог Наталья Колмановская. – И им было важно стать таким хорошими, как те люди, которые их спасают".
Отпускать в небо белые шары в память о погибших заложниках, в бесланской школе – традиция всех школьных линеек. Здесь и сегодня задаются вопросом: кто виноват в том, что в Беслане 15 лет назад произошел самый страшный теракт в истории России.
Бэлла Авсанова говорит, что никогда не остается на линейке до этого момента. "Я ненавижу шарики просто. Я ненавижу летающие шарики. Я ненавижу, когда их здесь отпускают в небо – когда они летят. И мне все время кажется, что вот еще секунда – и это повторится", – говорит девушка.
"Я все равно не нашла причины: ну, почему, какая может быть причина, чтобы люди совершили такое зло – еще и по отношению к детям", – говорит Алана Цибулова.
"Я пыталась понять, но на сегодняшний день нет еще, не понимаю этого: почему именно дети, почему именно школа?" – спрашивает Амина Запарова.
Алан Дзандаров тоже постоянно задает себе вопрос, почему произошла трагедия: "Пытался читать, смотреть в интернете, но так и до конца я и не понял. Но и дальше не хотел смотреть, потому что для меня это тяжело".
Источник и фото: currenttime.tv
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев