Бавлинец остался в селе и не пожалел
Одни люди любят динамику и шум большого города, другие ценят спокойствие и близость к природе. Село может стать идеальным местом для тех, кто ищет уединения и возможности жить в гармонии с окружающей средой. Многие находят себя и в профессиональной сфере.
Учитель по призванию
Александр Чернов родился 14 января 1978 года в селе Покровский Урустамак Бавлинского района. Отучившись 10 классов в местной школе, он поступает в индустриальный техникум, после этого получает заочное образование в Глазовском педагогическом институте. Как признаётся герой нашего материала, профессия педагога привлекла его ещё в детстве.
– Моя мама более 40 лет работала учителем русского языка, я с малых лет ходил на её уроки, можно сказать, впитал педагогическую атмосферу, – рассказывает Александр Алексеевич. – Кроме того, её родной дядя Василий Алатырев был кандидатом педагогических наук в Ижевске.
Профессия учителя истории также была выбрана не случайно.
– В 10-11 классах историю преподавал историк Михаил Егорович Пронин – человек советской закалки, который отучился в советском вузе, он умел дать материал таким образом, что не влюбиться в предмет было невозможно, – говорит Александр Чернов.
В родное село Александр Алексеевич вернулся в 1998 году. Он рассказывает, что сельская школа тогда и сейчас – небо и земля.
– В то время школа была полностью укомплектована, к примеру, в тот год, когда я пришёл туда работать учителем, в одном классе было 26 человек, – говорит он. – А сегодня самый большой класс – 14 учеников, бывает, в классе всего два или три человека. К примеру, в новом учебном году 11 класс закончат всего 2 ученика.
Свой предмет Александр Чернов старается преподавать так же, как когда-то это делал его любимый учитель истории – увлекательно.
– Когда я заканчивал институт, на многое другие взгляды были, полная анархия же была в 90-ые годы. Это сейчас за историю взялись, переписывают полностью по архивным материалам, – рассказывает учитель. – Когда я начинал работать, у нас были учебники, написанные американскими историками. А как они преподносили материал? Так, что в Советском Союзе все были бедными, все мечтали зарабатывать большие деньги, а им коммунисты не давали. Преподносится так, как будто с 1917 по 1990 годы – это было пещерное время, что никто не развивался. У нас, помню, когда в 90-е годы поступили учебники новые, в них не было даже фотографий полководцев времен Великой Отечественной войны, не было упоминаний о пионерах-героях, о молодых гвардейцах. А сейчас всё по-новому, учебник Владимира Мединского поступил в школы, будем надеяться, что будет один учебник на всю страну. Потому что, когда я начинал работать в 90-е годы, на выбор давали около 40 учебников, то есть никаких ограничений не было. И каждый регион «варился» по-своему, у них какие-то свои подходы, стандарты были. Надеюсь, от этих шатаний мы, наконец, отойдём, оценка тем периодам в стране будет дана адекватная.
На два шага впереди
Рассказывая о своей профессии, Александр Чернов затронул и методы преподавания.
– Самое главное – это постоянно развиваться, то есть на один, два шага я должен идти впереди, – говорит Александр Чернов. – В последние 15 лет в нашу жизнь проникли информационные технологии, у меня есть интерактивная доска, она одна из первых появилась именно в кабинете истории. На несколько минут я могу показать фильм, какие-то слайды, сходить с детьми в музей.
К слову, музей находится буквально в двух шагах от кабинета истории. Ему отведён один из самых больших кабинетов школы. Музей освоен в 60-ых годах прошлого столетия. За время работы было собрано большое количество экспонатов. В настоящее время в нём представлены самые различные экспозиции, посвящённые культуре и быту удмуртского народа, сельскому хозяйству, Великой Отечественной войне и другим историческим вехам этого села. Поэтому уроки истории не ограничиваются сидением за партой, детям во время урока всегда могут быть продемонстрированы настоящие музейные экспонаты – «свидетели» тех лет. Кстати, музей пополняется по сей день.
– В основном приносят старинные монеты, гильзы, так как война была на этой земле, – говорит учитель. – Также два необычных наконечника стрелы принесли, люди старый дом разбирали и нашли их между брёвен. Это говорит о том, что наши предки активно охотились в лесу. Также вышивку приносят, полотенца, которые от бабушек остались. Тетради учеников, которые в 40-х годах учились, также принесли. Мы потом эти тетради месте с детьми смотрели и удивлялись, как можно чернилами так аккуратно и красиво писать. Недавно у нас вот этот дорожный чемодан появился – пока это последнее поступление в наш музей.
По словам Александра Чернова, увлечь детей школьными предметами, в том числе историей, становится всё сложнее. Это связано с активным притоком разной информации, которую дети, нажав кнопку на телефоне, могут получить в ту же секунду.
– Очень развиты информационные технологии, в интернете можно найти всё что угодно. Ко мне иногда дети подходят и спрашивают, смотрел ли я такой-то ролик в интернете, – говорит Александр Алексеевич. – А ведь нет гарантии, что этот человек говорит правду, и надо до детей это донести. Ведь эти люди, которые вещают в интернете, они даже не сидят в архивах, их документы не интересуют. Иногда также мне дети советуют какой-нибудь художественный фильм посмотреть. Я смотрю и вижу, что он не основан на реальных событиях. Ведь как в советское время снимали исторические фильмы? Приглашались специальные консультанты, которые консультировали режиссёра. Сейчас информации много, дети буквально тонут в ней, поэтому я всегда им говорю – анализируйте, посмотрели, услышали, сравните несколько источников и потом уже делайте выводы.
Профессия учителя включат в себя и некие актёрские способности – уверен Александр Чернов. Этому негласному методу преподавания его научил любимый учитель истории Михаил Пронин.
– Учитель – это артист, актёр, который учит роль, – уверен герой нашего материала. – Вот, например, у меня есть конспект урока, я его читаю, учу наизусть и потом пересказываю. Каждый класс – это разные дети, более того, в 90-ые годы были одни дети, сегодня – другие. Если раньше ребёнка можно было заинтересовать элементарными вещами, сейчас ты должен владеть информационными технологиями, уметь за пять минут урока детей завести, сделать так, чтобы у них горели глаза. Также я стараюсь влюбить детей в города, мы ездим в Бавлы и смотрим все объекты. В Бугульму ездим. Раньше и в Казань на экскурсии выезжали, но сейчас, к сожалению, не получается. Через историю народа, города, через красоту нашей родины я стараюсь влюбить детей в свой предмет. Мы, когда едем в Бавлы, дети открывают его в другом формате, они видят, что он не ограничивается супермаркетами и «Шаурмой», ведь, кроме этого, есть огромное количество памятников.
Выжить в селе легче
Что касается жизни в селе, Александр Чернов отвечает просто – большой город его никогда не привлекал. Он уверен, что и некоторая молодёжь сегодня предпочитает жить в селе.
– Это связано с тем, что выжить в селе намного проще, ведь не везде зарплата по 100 тысяч и не каждая семья может позволит себе снимать или купить жильё в городе, – говорит Александр Чернов. – И ещё одна причина – сейчас модно стало потреблять продукты, выращенные своими руками. Плюс – это спокойная жизнь, дети не будут подвержены влиянию городских хулиганов или ещё кого-то. Инфраструктура развивается, дороги строятся, даже в нашем небольшом селе есть свой супермаркет, налажено автобусное сообщение с городом. Если брать 90-ые, то тогда выжить было ещё сложнее, потому что, когда я начинал работать в школе, зарплату не платили по полгода. Многие учителя из-за этого уволились, теперь страх у старшего поколения есть. Но выжить в селе можно. Даже если зарплаты не будет, голодным ты точно не останешься. Конечно, современная молодёжь на сельскую жизнь смотрит по-другому, скотину держать не хотят, потому что всё можно купить. А деревню выбирают за экологичность, огород, свой домик. Не подъезды, не картонные стены, а свой дом, своя баня, чистый воздух.
По словам учителя, почти прошли те времена, когда родители советовали своим детям уезжать в города, взгляд на село поменялся и в этом плане.
– В 90-ые и нулевые годы родители говорили детям, что нужно ехать в город, покупать там квартиру, зацепиться там, в городе больше возможностей, – говорит Александр Чернов. – Но, если смотреть на сёла нашего района, развитие села идёт и молодёжь здесь остаётся. У меня есть очень много учеников, которым я задаю вопрос – где бы они хотели жить? И они отвечают, что хотели бы жить в селе, а работать можно и в городе. Вот, допустим, наше село недалеко от города, буквально полчаса езды. У нас многие работают там, а живут здесь. Даже городские когда-то жители приезжают, покупают здесь дома и остаются навсегда.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев