Бавлы-информ

Бавлинский район

18+
Рус Тат
2024 - год Семьи
Общество

Арктика. История одной поездки

Летом многие бавлинцы отправляются к жарким морским берегам. Корреспондент «Слава труду» тоже побывала на море, но не на южном, а на северном – Баренцовом, что в трёх тысячах километрах от Бавлов. Причиной выбора нестандартного направления стала очередная поисковая экспедиция.

Задача – воссоздать легендарный самолёт

Поисковые экспедиции в Заполярье проходят уже несколько десятилетий. Во время Великой Отечественной войны гитлеровцы стремились в кратчайшие сроки захватить город Мурманск с его незамерзающим портом, пункты базирования Северного флота, а также выйти на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, их привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля – металла, необходимого для военной промышленности.

В ходе бесчисленных массированных бомбардировок Мурманск был стёрт с лица земли, на месте города остались лишь печные трубы. Но фашистам не удалось захватить полуостров, план блицкрига в Арктике был сорван. Советские войска не дали проникнуть глубоко на территорию полуострова.

Татарстанцы многократно организовывали среди сопок северной земли поисковые экспедиции по обнаружению и опознанию, захоронению солдат, погибших за Отечество.

Задачи же этой поездки стали несколько иными. Дело в том, что Региональная общественная молодёжная организация «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, которая базируется в Казани, второй год реализует проект «Крылья Татарстана». Цель проекта – восстановление легендарного самолёта-бомбардировщика Пе-2 из сохранившихся частей самолётов военной поры. Такой выбор не случаен. Пе-2, ласково называемый фронтовиками «пешкой», а иногда «небесным танком» за его хорошие лётные характеристики и современную по тем временам автоматику, в годы Великой Отечественной войны производился именно в Казани (здесь было собрано более 10,5 тысяч единиц). Он был основным фронтовым бомбардировщиком советских ВВС и внёс немалую лепту в Победу. На сегодняшний день в Татарстане не сохранилось ни одного такого самолёта. Поэтому казанские поисковики и взялись за непростую задачу восстановить самолёт и в дальнейшем установить его в Казанском Кремле или в национальном музее Татарстана в память о Победе в этой суровой войне.

Кропотливо поработав в архивах по сбору данных о разбившихся самолётах, поисковые группы объединения «Отечество» в прошлом году побывали в 11 местах падения самолётов, в том числе и в Мурманской области, где со дна озера был начат подъём самолета. Вот туда-то мы и отправились на этот раз, чтобы продолжить начатую прошлым летом работу.

Помогали и люди, и природа

До места назначения – озера Среднее Ваенгское, что вблизи города Североморск, мы добирались на машинах почти двое суток через Ярославль, Вологду, Карелию с её бесчисленными озёрами.

В Североморск, где располагается штаб Северного флота, попасть не так просто, он является закрытым городом (ЗАТО). Наша группа поисковиков за несколько месяцев да поездки отправила запрос с просьбой разрешить посетить славный город и провести на закрытой территории экспедицию.

Наш палаточный лагерь разместился на берегу озера. К нашему приезду по указанию администрации города были поставлены несколько армейских шатров для оборудования и снаряжения, завезены дрова, также нас снабдили частью другого необходимого. Впрочем, исходя из многолетнего опыта полевых экспедиций, свой быт казанские поисковики устроили комфортно насколько это возможно: у нас были отличная мобильная баня, кухонные палатки со складной мебелью и даже газовой плиткой и другое.

Если с одной стороны перед нашим биваком расстилалось чистейшее северное озеро в три квадратных километра, то с другой стороны его защищали от ветра холмы, покрытые невысоким таёжным лесом и валунами. Этот лес мне показался сказочным – карликовые берёзы и низкие сосны, по земле, словно ковёр, везде устлан мягкий мох, куда ни глянь – поспевает морошка, черника, голубика и ещё какие-то ягоды, названия которых и не скажу. Красота тех мест завораживает.

Кроме всего прочего, природа нам сделала шикарный подарок – во время нашей экспедиции стояла аномально жаркая по местным меркам погода – около 30 градусов тепла, а все предыдущие годы поисковики проводили экспедиции, не снимая телогрейки. Лишь однажды, находясь на сопке, мне довелось увидеть непростой характер севера, когда за какие-то полчаса серая хмарь плотно обволокла всё вокруг, накрыло холодным ливнем.

Жара облегчила работу водолазам, которым прошлым холодным летом приходилось работать при +2 градусах воды. Они на другом берегу озера, что приблизительно в километре от лагеря (туда добирались на катерах), на глубине 15-26 метров в кромешной тьме в иле буквально нащупывали части самолёта. Казанским дайверам большую помощь оказали Мурманские водолазы. В нашей группе поисковиков также были командиры татарстанских отрядов. Женская половина группы, само собой, тяжёлой физической работой не занималась, выполняла функцию «роты обеспечения».

Правда установлена через 76 лет

Место гибели этого Пе-2 было установлено сначала в архиве по координатам на карте, затем в результате обследования озера: зимой через каждый метр сверлили лунки. Нашли. Прошлым летом прошёл первый этап поднятия самолёта. Удалось поднять мотор, некоторые другие части самолёта, а также нижнюю сферу кабины стрелка-радиста. Именно там были найдены личные вещи стрелка-радиста этого самолета, младшего лейтенанта Пластилина, – его значок парашютиста-инструктора, наручные часы, ручка ленд-лизовская «мэйд ин Канада», форменные морские пуговицы, монеты.

После экспедиции удалось разыскать и его родственников. Останки лейтенанта  были найдены лишь фрагментально. Останки штурмана Игоря Зильберга и командира Георгия Щербинина были найдены тоже лишь частично.

Обследование озера продолжается. Торжественное захоронение останков экипажа пройдёт 25 октября на военно-мемориальном кладбище города Североморск.

Судя по архивным данным, 14 августа 1942 года самолёт загорелся во время учебно-тренировочного бомбометания, упал в озеро, экипаж погиб. Но поисковики уверены – это боевая потеря. В некоторых частях самолёта отчётливо видны места прострелов – «Пешка» была сбита немецким истребителем.

Самолёт входил в состав 29-го бомбардировочного авиационного полка Северного флота. Судя по деформации обломков, падал он с большой высоты. Почти метровый люк с кабины от удара об воду превратился в лепёшку, впрочем, как и другие поднятые со дна озера фрагменты. Квадрат разброса обломков – 30 на 30 метров. В этом году удалось поднять на поверхность второй мотор самолёта, фрагменты крыльев, баки, лонжероны, колесо, стойки шасси – некоторые из находок в отличном состоянии. Многое уже привезено в Казань, чтобы использовать при реставрации.

Как не любить…

Почти доехав до Баренцева моря (оно было всего в ста километрах от лагеря) было бы грех его не увидеть. Поэтому в один из выходных мы отправились в Териберку – населённый пункт, расположенный у самого побережья. Там проходил арктический фестиваль «Териберка. Новая жизнь». Это село известно тем, что в 2014 году здесь прошли съёмки драмы «Левиафан», удостоенной множества наград и вызвавшей неоднозначный

резонанс в России. Село, если честно, выглядит удручающе: старые деревянные дома, гниющие в озере лодки и суда, пустые, разрушающиеся здания. Люди покидают окраину области, не видя перспективы. Но величие природы, мощь водной стихии, моря, соединяющегося с Северным Ледовитым океаном, не может оставить равнодушным. Здесь обретаешь покой и равновесие.

Потрясающе красивые места мы видели часто и в пути, и в самой Мурманской области. Страна наша велика и прекрасна, хотя порой, видя запустение и нищету российской глубинки, сердце сжимается от тоски. И всё же не любить её невозможно. Также когда-то её любил экипаж самолета Пе-2, погибший, защищая Родину, любили миллионы советских людей, отдавших занеё самое ценное – свои жизни.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев