Слава труду
  • Рус Тат
  • Реквизиты: гуси, балиш, чулки из войлока

    Есть мнение, что и в сёлах уже забываются национальные традиции, обычаи, мало кто их помнит, нет к ним интереса. Но первый концерт районного смотра художественной самодеятельности, прошедший в деревне Муртаза, доказал обратное: нет, это не так! И молодёжи они ещё интересны и близки.

    Муртаза

    В нынешнем году смотр проходит под названием «Народное творчество - кладезь души» («Халык иҗаты - моң хәзинәсе») и он посвящён сокровищам культурного наследия народов - национальным обычаям, традициям. Эта тема, немного подзабытая в последние годы, как выяснилось, востребована. Думаю, со мной согласятся и зрители, которые очень тепло встречали всех выступающих.
    Первыми на сцену вышли её хозяева - муртазинцы. Коллектив, состоящий только из молодёжи, представил обычай «Каз өмәсе» («Праздник гусиного пера»). Вопрос, откуда в этой относительно небольшой деревне, где нет даже средней школы, отыскали столько смелых девушек и юношей, не постеснявшихся петь и плясать на сцене, возник сам собой. Оказалось, что среди них есть и студенты, и рабочая молодёжь, есть и бавлинцы, которые часто приезжают в деревню в гости к бабушкам и дедушкам.
    Активность молодёжи порадовала не только зрителей, но и членов жюри. Правда, выступления они смотрели с известной долей критики. Не слишком ли осовременены выступления, которые должны носить фольклорный характер, уместно ли использование фоно-грамм? Но, может быть, фонограмма - это требование времени и даже вынужденная мера, ведь баянистов и гармонистов в сёлах всё меньше и меньше и, возможно, так легче привлечь молодёжь к самодеятельности... Однако ответы на эти вопросы будут искать сами члены жюри.

    Татарский Кандыз

    А вот коллектив Кандыза, показавший уже почти позабытый в наши дни обычай совместного валяния войлока, постарался учесть все требования тематики. Пели кандызцы только под баян и только народные песни, оформили сцену вышитыми полотенцами и скатертью из бабушкиных сундуков и другими практически музейными экспонатами, а обращались друг к другу красивыми старинными именами. В отличие от других коллективов, выступавших в ярких сценических костюмах, кандызцы и в этом плане предпочли быть ближе к исторической действительности - они вышли в ситцевых платьях и в лаптях с войлочными чулками, что, без сомнения, добавило национального колорита. Об их основательном подходе к подготовке выступления говорит и то, что вначале они обратились к старожилам села, расспросив их о тонкостях обычая.

    Татарская Тумбарла

    Традиции добрососедства, взаимопомощи, единства, испокон веков присущие нашему народу, в то же время его любовь к шуткам, прибауткам, юмору были показаны и в выступлении самодеятельных артистов из села Татарская Тумбарла. Они, как и муртазинцы, использовав в качестве реквизита настоящих гусей, показали обычай «Каз өмәсе». И снова задор, воодушевление, царившие на сцене, разлились по всему залу. Выступление этого коллектива украсилось и глубокой национальной мелодикой: ветеран сцены Зимфира апа Нагимуллина, единственная в этот вечер, исполнила акапельно старинную татарскую песню «Урман».

    Исергапово

    Реклама

    Самым массовым было выступление коллектива из села Исергапово. Вместе вышли на сцену, почти её заполнив, представители разных поколений. Они показали красивую традицию радушно встречать гостей. Приятно было видеть и то, что в коллективе есть люди, многие годы преданные художественной самодеятельности. Здесь даже создаются семейные династии.
    Например, семья Хабибуллиных. Глава семьи Фатых абый и его супруга Закира апа всю жизнь проработали в сельском хозяйстве, сегодня они уже на заслуженном отдыхе, но всё еще не расстаются с песней, со сценой. На их примере и сын Айнур приобщился к самодеятельности.

    В главной роли - национальные традиции

    Впрочем, как останешься в стороне от фольклорной тематики, ведь хотим мы того или нет, это у нас в крови. И важно сохранить и передать национальное наследие будущим поколениям. Глава Тумбарлинского сельского поселения Адиба Шайдуллина, поделившаяся после концерта своими впечатлениями, придерживается такого же мнения:
    - Радует то, что участвует и молодёжь, и старшее поколение. Смотр помогает сохранить наши национальные обычаи. К тому же работники культуры, получающие очень скромную заработную плату, добиваются таких хороших результатов.
    Судя по всему, и молодёжи тема смотра пришлась по душе. Например, Айрат Хусаинов - молодой сотрудник Кандызского дома культуры, ярко выступивший в этот вечер, сказал нам:
    - Приятно понимать, что мы не забываем традиции наших дедов, приятно их показывать другим. Думаю, мы смогли сегодня в первую очередь порадовать пришедших на концерт бабушек.
    Впереди ещё четыре отборочных концерта. Лучшие номера горожане смогут увидеть в марте на гала-концерте.

    В сельских домах культуры работают татарский народный фольклорный ансамбль «Науруз» (Кзыл-Яр), чувашский народный фольклорный ансамбль «Тарават» (Потапово-Тумбарла), удмуртский народный фольклорный ансамбль «Зярдон» (Покровский Урустамак), русский народный фольклорный ансамбль «Сударушка» (Крым-Сарай), а также народные театры: татарский (Татарский Кандыз), чувашский (Потапово-Тумбарла), удмуртский (Покровский Урустамак)

    В сёлах района функционирует 19 сельских домов культуры, 5 сельских клубов, 4 национально-культурных центра, в них трудятся 105 творческих работников

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: