Редакция "Бавлы-информ": "В поисках разгадки накануне Дня Победы"
Эта история – загадка, в которой есть и любовь, и предательство, и огромная боль. Так совпало, что накануне Великой Победы мы попытались её разгадать, но вопросы ещё остались. Возможно, найти ответ сможет кто-то из наших читателей. Как бы то ни было, точно одно: трагедия, которая случилась с героями этой истории семьдесят лет назад, до сих пор болью отзывается в сердцах людей.
Весть из Польши
Всё началось с того, что в редакцию пришло письмо из казанского информационно-поискового центра «Отечество», который занимается увековечением памяти погибших при защите Родины. В нём сообщалось, что на территории Западно-Поморского воеводства Республики Польша в июле и октябре 2014 года состоялись две международные экспедиции по поиску мест погребений останков советских военнопленных, умерших в одном из отделений Шталага №302 (лагеря военнопленных). В поисковых и эксгумационных работах около населённого пункта Сосновице у городка Гольчево принимали участие представители Польши, России и Германии. В итоге в интернациональной братской могиле были обнаружены останки 180-ти военнослужащих. Они были расчищены, изъяты шталаговские жетоны, вложены дубликаты, без каких-либо перемещений и изъятий аккуратно засыпаны на месте обнаружения. В 2017 году на месте захоронения был установлен памятник.
По выявленным опознавательным знакам и документам Центрального архива Министерства обороны РФ удалось идентифицировать более 120-ти советских военнопленных, которые умерли от истощения и болезней в период с октября 1941 по июнь 1942 года. Среди опознанных воинов – уроженцы 43-х краёв и областей России, а также Украины, Белоруссии, Казахстана и Грузии. Почти все они числились пропавшими без вести.
Среди них оказался и Хамит Валиевич ВАЛИЕВ 1912 года рождения из села Татарский Кандыз. В графе семья указано имя Гани Валиев. По документам Центрального архива, в плен он был взят в августе 1941 года в районе Новгорода, а умер 7 декабря 1941 года.
Информацию о том, что обнаружено место захоронения земляка, мы опубликовали на нашем сайте «Слава труду» и попросили родственников Хамита Валиева или людей, их знающих, связаться с нами. Вскоре это дало результат.
Два Хамита
Первой отозвалась секретарь Татарско-Кандызского исполкома Гульназ Сафина.
Она сообщила, что в их селе живёт Гульсина Нурисламова, которая приходится дочерью пропавшему на войне Хамиту Валиеву. И мы отправились в Татарский Кандыз.
Гульсине апа в прошлом году исполнилось 80 лет. Из домочадцев – только две кошки. Дети далеко – в Оренбурге и Новошешминском районе, когда приезжают, помогают по мере сил. Гульсина апа 36 лет проработала в школе техничкой.
Отца она не помнит. Рассказывает, что детей в семье было трое. В годы войны они отравились плесневелым зерном, Гульсина апа выжила, а двое малышей умерли...
– Мать приносила из колхоза по черпаку бульона, так и выходила меня. Она постоянно была на работе. Было всегда голодно и холодно. Я в основном у дедушки Вали жила, – вспоминает Гульсина апа. – Мать рассказывала, что отец говорил: «Дочку обязательно выучу». Но учиться я не смогла, не в чем было в школу ходить.
То, что сказала Гульсина апа потом, меня сильно удивило.
– Да, мы знаем, где погиб отец, моя дочь узнавала, писала письма...
– Как? Информация появилась совсем недавно...
Позже, когда я связалась с дочерью Гульсины апа Гульфиёй, всё стало понятно. Она обращалась к поисковику Михаилу Черепанову, заведующему Музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле. Он сообщил: Хамит Валиев погиб на Украине в 1943 году в сражении.
– Но в этой информации было много нестыковок, – призналась Гульфия апа. – Другой информации о Хамите не было.
Действительно, в электронном архиве Минобороны есть информация о Хамите Валиеве, погибшем на Украине, но он родом из Башкирии и никакого отношения к Бавлинскому району не имеет. Речь шла о другом человеке.
Со слов Гульсины апа и её дочери, семья знала, что он был 1912 года рождения, во время войны был в Новгороде, попал в плен и там погиб. То есть данные совпадают с информацией из карты военнопленного, составленной немцами. Кроме того, дедушку Хамита Валиева звали Гани. Почему Хамит мог указать имя деда, а например, не отца? Очень просто. По словам Гульфии апа, Гани бабай был Георгиевским кавалером. По семейной легенде, его с Первой мировой войны в деревне встречали как героя. И, возможно, внук, гордясь дедом, указал его имя в графе «родственники».
Совпадает и следующее: по словам Гульсины апа, её отец ушёл на фронт в самом начале войны. В поисках дополнительной информации мы обратились в Бавлинский военкомат, где из книги призыва узнали, что Валиев Хамит Валиевич был призван 25 июня 1941 года и направлен в Петрозаводск. То есть уехал в северном направлении и теоретически мог оказаться в августе в Новгороде.
История о предательстве
жива до сих пор
То, что я узнала от Гульсины апа потом, мягко говоря, поразило: Кафия апа, её мама, была уверена, что в плену её мужа убил односельчанин. Был свидетель, который всё рассказал после войны.
Это подтвердила жительница Татарского Кандыза Рузалия Сибгатова, позвонившая на днях в редакцию.
– Я прихожусь невесткой брату Кафии апа. Они с Хамитом абый жили в любви и согласии. По словам Кафии апа, он был очень терпеливым, скромным, воспитанным, – рассказала Рузалия апа. – Кафия апа мне сама со слезами поведала эту историю. После войны на рынок Кандыза из села Добрино приехал мужчина и рассказал, что Хамита Валиева в плену убил другой кандызец – С.М. (из этических соображений не привожу полное имя и фамилию). Когда оба попали в плен, С.М. начал прислуживать немцам. Он разносил военнопленным баланду. Как-то Хамит абый попросил его: «Земляк, положи мне со дна, погуще». На что тот со словами «Какой я тебе земляк!» ударил его ковшом по голове. Хамит умер. Кафия апа, рассказывая это, всегда плакала, говорила: «Даже когда вижу проходящего мимо С.М. из окна, начинаю дрожать». Рассказывали, что в тот же день, когда человек из Добрина рассказал про убийство, С.М. ночью повёл корову в Добрино… С.М. прожил долгую жизнь, умер не так давно…
Это дела давно минувших дней, и что-либо утверждать сейчас сложно. Но в селе эта история о предательстве и бесчеловечности до сих пор жива и передаётся из поколения в поколение.
Третий Хамит?
Казалось бы, всё более или менее ясно. Родственники бойца найдены, им есть где поклониться бойцу, чья жизнь, как и миллионов соотечественников, оборвалась в жерновах самой страшной в истории войны. Только горечь тех лет всё ещё в сердцах людей. Вот и Гульсина апа прожила с ней всю жизнь. Это видно по её многострадальным глазам…
И вот буквально на днях появились данные, поставившие автора этого материала в тупик. В Бавлах живёт Флёра апа Валиева. По её словам, братишка её свёкра – Хамит Валиевич Валиев из Кандыза погиб в плену. У него был брат Гани. Правда, Флёра апа не знает года рождения Хамита Валиевича и года призыва на фронт. По её словам, они Гульсине апа родственниками не приходятся.
По данным книги призыва, хранящейся в военкомате, из Кандыза был призван только один Хамит Валиев. И в «Книге памяти» тоже значится только один человек с таким именем и фамилией. Где кроется ошибка? Кто заблуждается? Возможно, ответ где-то рядом, и он будет найден. Но главное, по-моему, в другом. Главное, чтобы этот ответ нам не был безразличен, чтобы жила память. Она нужна не мёртвым, она нужна живым.
Фарида ЗИЯРОВА
На фотографии в руках Гульсины апа Нурисламовой её отец Хамит и мама Кафия. На самом деле супруги не фотографировались вместе. Фото Хамита Валиева и его сослуживца было сделано во время финской войны,
а в 80-е годы прошлого столетия был сделан фотоколлаж с изображением Кафии апа
В учётной карте военнопленного содержится и фото, сделанное в плену
В 2017 году у польского города Гольчева на месте братской могилы, где похоронен и Хамит Валиев, был установлен памятник
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев