Покупка технически сложных товаров
Покупка технически сложных товаров регламентируется Законом «О защите прав потребителей» (статьи 18-25), а также Перечнем товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, и Перечнем технически сложных товаров.
Какие товары относятся к технически сложным? Можно ли их вернуть продавцу, если они по каким-то причинам не подошли потребителю или если в них обнаружены недостатки?
Чтобы понять, какие товары называются технически сложными и как поступать с ними в том и в другом случае, необходимо изучить Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, и Перечень технически сложных товаров. Начнем с первого.
Обмен технически сложных товаров надлежащего качества
В Перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, значатся технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки. Это:
• станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые;
• электробытовые машины и приборы (в частности, холодильники, стиральные машины, микроволновые печи и другая бытовая техника);
• бытовая радиоэлектронная аппаратура;
• бытовая вычислительная и множительная техника;
• фото- и киноаппаратура;
• телефонные аппараты и факсимильная аппаратура;
• электромузыкальные инструменты;
• игрушки электронные;
• бытовое газовое оборудование и устройства.
Как видите, в этом Перечне есть компьютерная техника, видео- и фотоаппаратура, а также бытовая техника. Так что при отсутствии недостатков все эти товары обмену и возврату не подлежат.
Возврат технически сложных товаров с недостатками
А как быть, если в купленной технике обнаружены недостатки? В этом случае нужно опять-таки заглянуть в Перечень, но в другой - Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. В нем фигурируют:
1. Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним.
2. Мотоциклы, мотороллеры.
3. Снегоходы.
4. Катера, яхты, лодочные моторы.
5. Холодильники и морозильники.
6. Стиральные машины автоматические.
7. Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами.
8. Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы.
Обратите внимание! Холодильники, стиральные машины и компьютерная техника в этом Перечне есть, а, скажем, видео- и фотоаппаратуры нет. Это означает, что некачественную видео- и фотоаппаратуру можно вернуть продавцу без обнаружения в ней существенного недостатка в течение всего гарантийного срока (или в течение двух лет). А вот бракованные холодильники, стиральные машины и компьютеры можно вернуть или заменить только в течение 15 дней со дня передачи потребителю. По истечении этого срока данные требования подлежат удовлетворению в одном из трех случаев: обнаружение существенного недостатка товара;
• нарушение сроков, установленных Законом «О защите прав потребителей» для устранения недостатков товара;
• невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
К сведению
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара:
• отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы;
• либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.
В течение первых 15 дней с момента покупки технически сложного товара потребитель имеет право заменить товар или расторгнуть договор купли-продажи независимо от того, какой недостаток обнаружен в товаре, существенный или нет. Начиная с 16-го дня это право действует только в отношении существенных недостатков. Логика здесь простая. Когда человек покупает новую вещь (не важно, стиральную машину или зонтик) и в течение первых двух недель обнаруживает в ней дефект (опять-таки не важно, простой или сложный), поломка психологически воспринимается тяжелее, чем если бы она произошла спустя 5-7 месяцев. Покупатель перестает верить этому продавцу или бренду и уже не хочет пользоваться заведомо некачественной вещью. Поэтому закон дает право в течение 15 дней поменять товар или получить обратно деньги независимо от серьезности недостатка.
Что такое существенный недостаток?
Существенным признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Я купил ноутбук, срок гарантии на который два года. Через два месяца у него стали заедать кнопки клавиатуры. На ремонт ушло 8 дней. Еще через месяц перестал закрываться замок. В этот раз ремонт занял 16 дней. Потом перестал работать тачпэд. Этот недостаток устраняли 10 дней.
Имею ли я право вернуть ноутбук продавцу и потребовать возврата денег?
Да, имеете. Ноутбук относится к технически сложным товарам. Согласно ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» по истечении 15 дней такой товар можно вернуть продавцу в одном из трех случаев:
• обнаружение существенного недостатка;
• нарушение сроков, установленных Законом «О защите прав потребителей» для устранения недостатков товара;
• невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
К вашей ситуации применим третий вариант. Если подсчитать, то ноутбук находился в ремонте в общей сложности 32 дня, причем по разным поводам. Так что на 31-й день у вас появляется полное право отказаться от ремонта такого товара и потребовать расторжения договора купли-продажи или замены ноутбука.
Попыталась вернуть продавцу фотоаппарат, который сломался через два месяца после покупки. Но в магазине сказали, что я вправе потребовать только проведения экспертизы и гарантийного ремонта, поскольку фотоаппарат относится к технически сложным товарам.
Так ли это на самом деле?
Вас ввели в заблуждение. В Перечне технически сложных товаров, в отношении которых потребитель вправе требовать замены или возврата денег только в случае обнаружения существенных недостатков, фотоаппараты, видеокамеры и другая подобная аппаратура не значится. Так что вы вполне можете вернуть продавцу технику, вышедшую из строя, и потребовать, чтобы вам отдали деньги. Что касается экспертизы, то Закон не настаивает на ее обязательном проведении. Согласно п. 5 ст. 18 Закона к услугам экспертов следует прибегать только при возникновении спора о причинах появления недостатков товара. Причем в этом случае продавец (изготовитель), уполномоченная организация (или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязаны провести экспертизу за свой счет и в сроки, установленные ст. 20, 21 и 22 Закона «О защите прав потребителей». А у покупателя есть право, во-первых, присутствовать при осмотре товара экспертами и, во-вторых, оспорить выданное заключение в судебном порядке.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев