Боец трудового фронта
Нефтяная история Бавлинского района – одного из хранителей «чёрного золота» республики началась уже после Великой Отечественной войны. В историческом сентябре 1946 года на горе Гали на скважине №1 забил первый фонтан девонской нефти, дав начало новому витку развития этой земли – район, до этого живший жизнью сельской глубинки, становится на промышленные рельсы. Началась огромная работа и героический труд нефтяников по добыче нефти, необходимой для восстановления, разрушенного войной народного хозяйства.
Топливо для мирной жизни
Значение нефти для страны-победителя – Советского Союза, после 1945 года сложно переоценить. Оно было стратегическим, экономическим, политическим и определяло возможность восстановления страны и её статус как сверхдержавы. Из «крови войны» она превратилась в «кровь экономики» для измученного противостоянием фашистскому режиму государства.
Для освоения нового месторождения требовались специалисты самых разных профессий: буровики, операторы, механики и электрики, трактористы и шоферы, сварщики и слесари, инженеры разных специальностей. Нужно было возводить инфраструктуру для добычи и транспортировки стратегического природного ресурса.
Наравне с буровиками и нефтедобытчиками самоотверженно трудились строители, вручную прокладывая трубопроводы, линии электропередач, строили дороги и промысловые объекты.
Они начали съезжаться со всего Союза: из Краснодара, Баку, Грозного, с далёкого Сахалина и соседней Башкирии. Именно оттуда и приехал в рабочий посёлок Бавлы Адгам Ахметзянов, в конце 1949 в числе других первопроходцев приступивший к строительству нефтепровода «Бавлы – Бугуруслан» (первая очередь нынешнего магистрального нефтепровода «Бавлы – Куйбышев») диаметром 530 мм протяженностью 113 км, в должности электромонтёра.
Но до этого радостного момента было военное детство.
Великую Отечественную войну будущий строитель встретил одиннадцатилетним мальчиком. Отец умер рано, он остался с матерью и сестрой. Несмотря на возраст, все военные годы трудился разнорабочим в колхозе в Ишимбаевском районе Башкирии. Мальчики заменяли ушедших на фронт мужчин, выполняя тяжелую физическую работу в колхозе. Адгам и его сверстники сполна познали тяготы военного времени. Положение сельчан усложнял голод, ведь всё молоко, мясо и зерно сдавалось – в них нуждался фронт.
– Годы войны запомнились мне тяжёлым, непосильным трудом. Но мы, мальчишки, старались, делали всё, чтобы работа не останавливалась, – вспоминает Адгам Нагимович. – С августа 1941 года нас, детей, начали привлекать к уборке хлеба. Наша деревня – Кузяново, была большая, в колхозе трудились шесть бригад. Урожай в тот год был хороший. Мы собирали снопы, скирдовали. А с ноября начали работать уже на молотилке. И так всю зиму до весны. Когда горючее заканчивалось, работали на конной молотилке. Весной 1942 года мне доверили работу на конной сеялке. Трудились с восхода до захода солнца. За день я мог засеять четыре гектара земли. В тот год народ уже начал голодать, так как всё отправлялось на фронт. Особенно было тяжело весной, до нового урожая картофеля. С 1943 года и лошадей забрали на фронт – приходилось пахать и сеять вручную.

Адгам Ахметзянов в районе Нефтепровод посёлка Бавлы / Фото: Личный архив Адгама Ахметзянова
Один из первопроходцев
Долгожданный День Победы семья Ахметзяновых и вся деревня встретили с радостью и слезами счастья.
До 1949 года Адгам продолжал трудиться в колхозе. Сестра юноши, Минниямал, начала работать в Бугурусланском районном нефтепроводном управлении АО «Приволжскнефтепровод» (ныне АО «Транснефть-Приволга»), и он переехал к ней, устроился электромонтёром. А затем, отслужив три года в Советской Армии, вернулся на Бавлинскую НПС. Параллельно работе учился в энергостроительном техникуме в городе Куйбышев, ныне Самара, на заочном отделении и получил диплом электромеханика.
Трубопроводы – артерии страны, строительство сети нефте- и газопроводов было стратегической задачей. На годы работы Адгама Нагимовича в системе трубопроводного транспорта нефти пришлось строительство нефтеперекачивающей станции «Бавлы», введённой в эксплуатацию 10 марта 1951 года, строительство второго участка нефтепровода «Бавлы – Куйбышев», 31 декабря 1953 года начавшего работу по перекачке нефти, и первой очереди нефтепровода «Нижневартовск – Курган – Куйбышев, внедрение в производство нового современного оборудования с электроприводом, модернизация системы энергообеспечения нефтеперекачивающей станции и линейной части магистральных нефтепроводов.
В ноябре 1953 года Адгам Ахметзянов был зачислен на должность электромонтёра нефтепровода «Бавлы – Бугуруслан», с 12 июня 1972 года переведён на должность электромеханика Бавлинской нефтеперекачивающей станции, с 10 марта 1977 года по 12 августа 1991 года – инженер-энергетик второй категории Бавлинской линейной производственной диспетчерской станции.
В 1970 году без отрыва от производства окончил Октябрьское вечернее отделение Уфимского нефтяного института, получив квалификацию инженера-механика.
Уже работая на нефтеперекачивающей станции в Бавлах, Адгам Ахметзянов познакомился со своей будущей супругой Флюрой. Со временем и она устроилась работать на станцию товарным оператором. Супруги прожили вместе больше 60 лет. У пары родилось два сына, которые также выбрали нефтяную отрасль – старший Ильдар трудился в службе безопасности «Транснефть-Прикамье», младший – Айдар – в управлении малой нефтяной компании.

Адгам и Флюра Ахметзяновы – молодые сотрудники Бавлинской ЛПДС / Фото: Личный архив Адгама Ахметзянова
Становление профессионала
Опытный инженер участвовал в разработке и внедрении мероприятий по повышению надёжности электроснабжения ЛПДС «Бавлы», технологического и вспомогательного оборудования, повышению его качества и надёжности, вносил рационализаторские предложения.
Накопленный опыт и знания помогали Адгаму Нагимовичу принимать правильные самостоятельные решения при эксплуатации и обслуживании энергетического оборудования на станции. Неукоснительно инженер Ахметзянов соблюдал порядок организации безопасного ведения работ в электроустановках, надзора и обслуживания работающего оборудования, нормы и правила охраны труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности.
Тепло вспоминает ветеран своих товарищей и коллег. Пересматривая чёрно-белые фотографии своей молодости, он отмечает, что, то поколение нефтяников не боялось трудностей и вызовов бурлящей эпохи, а их было достаточно, ведь страна только начала вставать на ноги. Они не просто выполняли свою работу – они создавали фундамент будущего, закладывали традиции добросовестного труда и преданности своему делу.
За период работы в системе «Транснефть», а это почти полвека, фотография Адгама Нагимовича неоднократно помещалась на Доску Почёта Бавлинской линейной производственно-диспетчерской станции и Бугурусланского районного нефтепроводного управления филиала. Ветеран также становился победителем социалистического соревнования. Его трудовые заслуги отмечены знаком «Отличник социалистического соревнования РСФСР» в 1963 году, орденом «Знак Почёта» в 1981 году, медалью «Ветеран труда» в 1987 году. Является ветераном Великой Отечественной войны в категории «Труженик тыла». Его жизнь стала неотъемлемой частью нефтяной истории республики, которая писалась такими же как он – скромными тружениками с железной волей и добрым сердцем.

Адгам Нагимович Ахметзянов в мае этого года отметил 95-летний юбилей / Фото: Мария Кандаурова
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Подписывайтесь на телеграм-канал "Бавлы-информ"
Нет комментариев